ЗГУРТАВАНЬНЕ БЕЛАРУСКАЙ ШЛЯХТЫ

ASSOCIATION OF THE BELARUSIAN NOBILITY

СОБРАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ШЛЯХТЫ


Правілы форумаў (па-беларуску)Правила форумов (по-русски)

Бел.: Калі вы ўводзіце свой лагін і пароль, часта здараецца, што вас не пускае і піша пра памылку. Пры гэтым адкрываецца старонка для ўвахода на форум. Ваш лагін ужо запомніўся. Набярыце яшчэ раз пароль і націскайце "ўвайсьці". Павінна спрацаваць.

Рус.: Когда вы вводите свой логин и пароль, часто случается, что вас не пускает и пишет об ошибке. При этом открывается страница для входа на форум. Ваш логин уже запомнился. Наберите пароль ещё раз и нажимайте "войти". Должно сработать.

Автор Тема: Зямяне  (Прочитано 14304 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1072
Зямяне
« : 16 Апреля 2011, 20:03:14 »
З Шляхецкай энцыкляпедзii:

"...З. павінны былі плаціць чынш і каняўшчыну, але ў выпадку вайны іх ня сплочвалі, а мусілі ставаць з канём і рыштункам у войска. З. не выступалі пад павятоваю харугваю, а толькі ў атрадзе пана. У адрозьненьне ад шляхты ня ўдзельнічалі ў сойміках. Да пач. 18 ст. З. як асобная катэгорыя амаль зусім зьніклі, увайшлі ў склад шляхты альбо сялян, трымаўшых зямлю на чыншавым праве..."

Праглядаючы iнвентары 18 ст. я адзначыу, што сярод зямян, мяшкаючых на панскай зямлi шмат шляхты. Як i сярод "баяр". Зямяне "служылi конна", а баяры плацiлi чынш. Дарэчы, у баярскi стан можна было увайсцi праз шлюб з дачкой баярына (Доўнар А.Б. Сацыяльна–эканамічнае становішча сялян–слуг дзяржаўных і прыватных уладанняў на беларускіх землях у другой палове XVI — сярэдзіне XVШ ст. ) Што цiкава, пад канец 18 ст. баяр ужо у iнвентарах амаль што i нямя i тыя асобы, хто у першай палове 18 ст. былi запiсаны як " баяры"- у канцы стагоддзя-ужо зямяне. Вiдаць, катэгорыя зямян пад канец 18 ст. (яшчэ пры ВКЛ) была пашырана i аб'яднала як "конных" зямян, так i чыншавых баяр. пан С. Рыбчонак лiча, што зямяне напрыканцы 18 ст. (але да Расеi) = баяры i з'яулялiся людзьмi асабiста вольнымi. У р.с. 1795 г. яны запiсаны як "вольные люди именующие себя земяне", а таксама "земяне, именующие себя шляхтой". Дарэчы, бачыу, што засцянковыя людзi, якiя запiсаны у РС 1795 як "земяне, именующие себя шляхтой"-у судовых справах 1800 г. мянуюцца проста " крепостной крестьянин застенка N помещика N". У 19 ст. сустракау як адныя i тыя ж людзi у метрыках запiсаны то зямянiн, то вольны, што, вiдаць-адное i тое ж.

Цiкавiць пытанне наконт зямян-канкрэтна не шляхецкага паходжання, а проста вольных людзей у часы ВКЛ: цi кожны вольны на сваёй або чыншавай валоке мог мянаваць сябе зямянiнам (або стаць зямянiнам)?

Як дакладна па-латынi называлiся зямяне (не абавязкова шляхта) : "Sergius" - "высокi, высакопаважаны", або я памыляюся?

З павагай, Калечыц
« Последнее редактирование: 16 Апреля 2011, 20:09:57 от Калечиц-Калицкий »
In hoc signo vinces

Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1072
Re: Зямяне
« Ответ #1 : 07 Июня 2012, 21:59:58 »
Похилевич Д.Л. -" Крестьяне Белоруссии и Литвы во второй половине XVIII века.", 1966 :

"...Здесь же жили «земяне» панцирные, которые не были обязаны выполнять тяглые повинности, а должны были всег­да быть готовыми к защите границ староства. Для этого они должны иметь коня, седло, мундир, саблю, пистолеты и ка­рабин.

«Земяне» путные должны были иметь то же вооружение, что и панцирные. Ездили они в самые дальние дороги и по очереди дежурили во дворе в бытность здесь комиссаров. Они также ловили дезертиров-артиллеристов, летом были до­смотрщиками над работниками, ездили на экзекуцию госу­дарственных податей и, наконец, давали солому для покры­тия корчем.

Из инвентаря нельзя точно установить, что это за «зе­мяне». Возможно, служилая шляхта. Скорее же всего, это бывшие бояре, названные так в отличие от других бояр, уже обязанных к тому времени нести тяглые повинности. Подоб­но тому, как в столовых имениях, «земянамн» звали бывших слуг, сидевших на голом чинше.

Несколько особым было положение слуг в Ретавском ста — ростве, которое держала Огннская. Инвентарь его в 1784 г.[147]Показывает лишь три группы сельского населения — шляхту, земян и бояр, объединенных общим названием «селяне». Шляхта представляет собой единичное явление в войтовствах, именуется панами, живет в селах вместе с боярами и платит наравне с ними чинш.

Земяне занимают целое отдельное войтовство — «земии — ское» в составе 13 сел, в которых было 73 двора. Что это за земяне? На этот вопрос дает ответ «устава», приложенная к инвентарю. Привожу ее основные положения:

1. Земяне сидят на хозяйствах разного размера (он нигде не указан), а потому, в силу «добровольного соглашения», и чинш платят разный «золотом голландским небракованным».

2. Никаких иных повинностей они не выполняют, кроме их давней уставной повинности — службы конем: а) ездят по очереди с листами скарба; б) в полном вооружении становят­ся «на защиту границ своих, рискуя в противном случае по­терей имения з ем я некого»; в) по два дежурят в качестве орди­нарцев в ретавской резиденции в случае приезда туда старости или комиссаров; г) ездят по волости для выкола­чивания недоимок с населения; д) дежурят в местечке во время базаров и праздников в количестве 20 человек в пол­ной боевой готовности иод командой хорунжего для наведе­ния порядка и успокоения населения.

3. Для того, чтобы титул их земянскин «не был впустую», гласит устава, они должны от бояр отличаться благовоспи­танностью и внешним видом. Для этого их хозяйство, усадьба и постройки должны быть не только в полном порядке, но богато и красиво выглядеть. Они должны иметь коня стои­мостью не менее 20 талеров, полную форменную экипировку и вооружение. Если же кто-либо из них этого не имел или был неисправен в платежах и службе, а к тому же еще разрешал себе заниматься пьянством, воровством, торговлейгч/барыш — иичеством лошадьми, «отчего больше всего падают» и скаты­вался к убожеству, то такового земянипа «двор ретевскнй должен превратить в боярина; богатого же хозяина, могущего иметь все положенное земяиниу… на его место немедленно поставить и назначить земяиином, ибо всегда добродетель возвышает, а порок унижает человека»[148].

4. Если кто из земян нарушал распоряжения двора или не слушался дворовых офнциалистов, «что часто с ними бы­вает», то такого в первый и второй раз наказывать палкой, в третий раз садить на несколько часов на острую татарскую кобылу, если же и это не исправит земянипа, то, наказав такого плетью, «обратить в боярина или изгнать из домов — ства»[149].

97

Эта устава о земянах совершенно ясно показывает, что перед нами не земяне-шлихта. а крестьяне, возможно, быв­шие бояре-слуги, богатые, имевшие крепкие хозяйства и несу­щие специальную, преимущественно полицейскую, службу. В этой мысли нас убеждает и инвентарь этого староства за 1563—85 гг.[150] Судя по нему, никаких земян-шляхты тогда в этих селах не было. Это земяне типа Липнишек и столовых поместий, которых феодалы хотели сделать своим орудием в борьбе с неповиновением местного населения и которых они искусственно воспитывали и противопоставляли широким массам. Подобную картину мы встречаем и в частновладельЧескнх поместьях. Так, в Шклове бояре, носившие это имя еще в XVII в., в середине XVIII в. уже именуются «земянами»1.

Чинш ретавских земян был довольно высокий и колебался в зависимости от размера хозяйства от 11,5 до 3.5 «червоных злотых»2. Хозяйства у них были большие. Если считать, что количество волок в селах, как обычно, сохранялось то же, что и 200 лет назад, то получим, что земяиские хозяйства равня­лись 1—2,5′волоки. Например, в с. Дегучяй в 1565 г. было 7 волок, а в 1784 г. здесь три земянских хозяйства, уплачива­ющих чинш от 10,5 до 11,5 червоных злотых3. Они, как и люди «простого стану», платили подымное, а также уплачивали за «вольность» от тяглых повинностей.

В том случае, если земянин, не имея коня, будет злостно уклоняться от его покупки, то он будет переведен в тяглые.

Должен отметить, что это редкий случай, когда в положе­нии о земянах говорится совершенно определенно, что они обязаны являться во время войны в посполитое рушение. Однако это не является признаком их шляхетства. В XVI в. на войну ходили все слуги, а панцирные бояре выполняли эту функцию и в XVIII в. В данном случае перед нами частновла­дельческое имение, хозяин которого обязан сам выходить на войну и выставлять с каждых 10 волок вооруженного всадни­ка. Для этого он и держал крестьяи-земян. Нетрудно видеть, что владелец весьма дешево отделывался от своей основной государственной повинности.

К каким же выводам можно прийти на основании знаком­ства с положением земян в вышеприведенных имениях? Основная повинность их — это повинность бывших путных бояр. Так их иногда называют и инвентаря — бояре «листов — ные»[159]. Однако повинность их значительно увеличилась при уменьшившемся земельном держании и обросла рядом дру — гпх повинностей. Основная тяжесть, примерно 75%. ложилась на чинш.

Раньше путный боярин лишь тогда платил чинш, когда не ехал в дорогу. «Земянин» же второй половины XVIII в. отбывает обе повинности.

Общее отягощение земян в среднем по Внленскому вое­водству по подсчетам Вечорека[160] составляет 85 зл. с волоки. Эту цифру, безусловно, надо считать приуменьшенной. В нее не вошли государственные налоги, служба с листами и ряд мелких повинностей. В конкретно приведенных им случаях отягощение земян колебалось от 92 до 137 зл. с волоки без государственных повинностей2. Все же земяне принадлежали к наиболее зажиточной части крестьян, ибо по сравнению с тяглыми были менее обременены повинностями, к тому же не несли барщины, стеснявшей хозяйственную инициативу.

Стабильность положения земян была весьма относитель­ной и зависела от владельца поместья. Так, в старостве Высо­кий Двор земян села Шатерннки перевели в бояр и в связи с этим их «езду с листами» заменили хождением в подводы, а в Веселом Дворе землевладелец пригрозил неисправным зе — мянам переводом их в тяглые, барщинные крестьяне3. Это гово­рит о том. что никакого особого правового положения земяне не имели...

Во второй половине XVIII в. крестьянин, обязанный выпол­нять тяглые повинности, носил название «хлоп». В отличие от него, крестьян, не несущих тяглых повинностей, а уплачиваю­щих почти за все повинности чинш, стали в ряде случаев в государственных имениях называть боярами. Именно они, боя­ре-слуги, в отличие от обычных крестьян, в те годы, когда не нести службу, платили за все повинности только деньгами. Это была их привилегия, об этом ясно говорят соответствующие артикулы Уставы 1557 г

~АВК. т. XXXV. стр. 132.

В свою очередь крестьяне, занимавшие служебное положе­ние бывших бояр панцирных, путных, служек и несшие соот­ветствующие повинности, нуждались в новом названии, уже отличном от бояр и более высоком. Им было дано название мелкой шляхты XVI века —земяне. Последняя в XVIII в. на­зывала себя шляхтой. Совершенно не исключено, что потомки разных групп служилого крестьянства XVI в. (бояре панцир­ные и путные, служки, ловчие, псарцы и т. п.) в XVIII в. су­ществуют под разными названиями — «земяне» и «бояре», но без сомнения, что в эти группы попало немало и просто чин­шевых крестьян. Имел место и обратный процесс, когда по­томки крестьян-слуг в XVIII в. были обычными чиншевыми, а то и тяглыми крестьянами.

Знакомство с «земянамн» и «боярами» в государственных поместьях приводит, мне кажется, к выводу, противополож­ному тому, который сделан М. В. Довнар-Запольским относи­тельно этой категории крестьян. Он пишет: «Земяне, бояре си­дят исключительно на «приемных» или «куннчиых» зем­лях, ибо они паншины не отбывают»[164]. Во-первых, земли этих крестьян были не только «приемные», а и оседлые; а барщины они не несут не потому, что они земяне и бояре в смысле Уста­вы 1557 г., как их понимает Довнар-Запольскнн. а потому, что они чиншевые и выполняют специальные службы."


Доунар А. Б. "Сяляне-слугі Беларусі другой паловы XVI - сярэдзіны XVIII ст.":

"...Ciнонмам назвы служак выступалi словы "баяры", "казакi". Апошнi тэрмiн часцей за усё прымяняуся да татар, а з др. паловы 17 ст. i зямян...З другой паловы 17 ст. фармiруецца адна павiнасная група насельнцтва зямяне-баяры. Недзе з др. трэцi 18 ст. пазiраецца працэс пераводу сялян на зямянскiя павiнасцi з перанясеннем на iх назвы "зямяне"..."

"Инвентари магнатских владений Белоруссии 17-18 вв. Владение Сморгонь.":

"...земяне должны иметь по 5 волок с коня, с которых, если понадобится Его Милости Владельцу, должны нести службу такую, какую исстари несли самому Его Милости, либо учавствовать во всеобщем ополчении...раз в неделю должны являться по одному в господскую резиденцию верхом, в полном вооружении и в форменной одежде. Если кто-либо из них не явится на смотр со снаряжением, тот должен будет выполнять повинность уже не земянскую, а осадничью...Все земяне, особенно из застенков, согласно привилегии, пожалованной им Светлейшими владетельными князьями, обязаны под угрозой утраты земянства, иметь и содержать хороших лошадей, надлежащую одежду и полное снаряжение..."


Дадам да агульнай iнфармацыi звесткi з НГАБа:

159-1-917

У iнвентарах кан. 18-пач. 19 ст. меншыя павiнасцi выконвалi "ziemianie wywodowi", у параунаннi з зямянамi, "ktory Dekretow wywodowych nie maja"

У справе пры разборы права на вольнасць хлебаробау м. Станькава у 1817 г. адзначалася, што тыя зямяне, якiя папер на зямянства ад кн. Радзiвiлау не маюць, трэба было б перавесцi у павiнасць баярскую.


Адзначу, што да зямян, як бачна з iнвентароу, таксама адносiлiся нашчадкi мяшчан-жыхароу мястэчка-цэнтра феадальнага уладання, якя валодал цi карысталiся землямi у засценках, а таксама-пазашлюбныя нашчадкi засцянковай шляхты, якiя юрыдычна шляхтай не былi, але жылi са сваякамi-шляхтай у засценках на зямянскай павiнасцi.

Такiм чынам у 18 ст. у лiк зямянскай групы насельнцтва  ВКЛ уваходзiлi:

1. Засцянковая шляхта, якая карысталася зямлёй у засценку на зямянскай павiнасцi i пазашлюбныя нашчадкi сярод гэтай засцянковай шляхты;

2. Нашчадкi былых ваенна-служылых людзей: панцырных i путных баяр;

3. Нашчадкi мяшчан, якiя аселi у засценку на зямянскiх валоках;

4. Чыншавiкi i, радзей, цяглыя сяляне, пераведзеныя на зямянскую павiннасць.


P.S. Этымалагiчна слова зямянiн паходзiць ад слова "Zemia", у сучасным польскiм слоунiку азначае землеуласнiка. У лацiнскай мове слову "зямянiн" таксама адпавядала слова "Terrigena"; У Венгрыi быу падобны шляхецкi тытул Земан (славацк. Zeman, венг. Nemes)-тытул нiжэй за "вiцязя". У параунаннi з эурапейскiмi шляхецкiмi тытуламi, ён прыблiзна роуны брытанскаму эсквайру, аустрыйскаму эдлеру, цi бельгiйскаму юнкеру.
« Последнее редактирование: 08 Июня 2012, 14:35:47 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта »
In hoc signo vinces

Ботяновский

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 151
Re: Зямяне
« Ответ #2 : 23 Сентября 2013, 22:14:56 »
В продолжении слов Калечиц-Калицкого о сравнении земян с эсквайрами и юнкерами в Европе, добавлю: в Англии существовал также класс йоменов, который иногда называли "аристократическим" крестьянством. Слой йоменов был весьма расплывчат: верхние слои поднимались до мелкого дворянства, нижние слои оставались крестьянами. Йомены были лично свободными людьми, как правило, имели земельный участок, который самостоятельно обрабатывали (в отличие от джентри, которые не работали на земле), участвовали в войнах. Из класса йоменов вышли Уильям Шекспир и Исаак Ньютон.

Беру на себя смелость провести параллели между классом йоменов в Англии и боярами-земянами в ВКЛ.

Более подробно о йоменах можно прочесть здесь:http://ru.wikipedia.org/wiki/Йомен
« Последнее редактирование: 23 Сентября 2013, 22:23:58 от Ботяновский »

Ботяновский

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 151
Re: Зямяне
« Ответ #3 : 24 Февраля 2017, 17:47:48 »

Бояре и земяне

(перевод с польского)

Два этих слоя существовали на территории браславского повета. Получила их РП от Литвы, а истоком их происхождения было литовское боярство.

В Короне Польской все сословия были полностью друг от друга отделены, в границах каждого сословия существовало равенство прав и обязанностей. Любое сословие, будь то шляхетское, будь то мещанское, было целостной глыбой и не имело никаких отличий кроме экономических. Наш браславский шляхтич, который сидел на одном дворе, имел в теории столько же прав, сколько Лопатинский или Сапега.

Не так было в предъягеллонской Литве. Здесь был целый ряд ступеней в обществе, и часто слои настолько сливались, что было трудно сказать, где заканчивался один слой и начинался другой.  И верхи боярства литовского приближались к  князьям, а низы – к крестьянству.  Часть бояр была допущена к шляхетским гербам уже в 1413 году, а затем постепенно получила дворянство. Однако с каждым разом это становилось всё трудней и, наконец, в 1557 году пришел тому конец, так как было установлено, что шляхтой могут быть только те, кто ею уже был в 1532 году. Часть бояр, экономически более слабая, с меньшими связями, менее прозорливая,  не смогла втиснуться в ряды шляхтичей и зависла между шляхтой и крестьянством 89.

Самое раннее упоминание о боярах на нашей территории можно найти в 1533 году.  Именно, когда намечались поселения bojarów dryświackich, появились они с "людьми своими" и на документе "свои печати приложили"90. На этом примере мы видим два основных признака шляхетства: гербы и право владения крестьянами. Другой документ, 1573 года, называет bojarów Zamku Dryświackiego, — Ławrynowicza, Paszewicza, Bejnarowicza, Stankiewicza, Maculewicza, Niekraszewicza, Miesojeda, Trapszewicza*), которые получили привилегию от Александра Ягеллончика (przywilej Aleksandra Jagiellończyka), утверждающую, что их предки заслужили землю еще от Великого Князя Витовта, и поэтому были только земско- и военнообязанные 91.

То же самое утверждает привилегия Батория 1579-го года, которая была написана по-русски: «Били нам челом бояре Дрысвятские Стефан и Якуб Пашевичи и положили перед нами письмо Пана Воеводы Виленского, Канцлера и Гетмана Великого Княжества Литовского Миколая Юрьевича Радзивилла, что… воевода подтвердил Пашевичам землю в округе Дрысвятской лежащую… и чтобы жили сами и их жены и дети, а за то нам военную и земскую службу служили, так как и другая шляхта служит, а других каких повинностей нести не будут» 92.

*) Практически у всех названных фамилий есть соответствия в названиях поселений, которые сегодня существуют в окрестностях Дрысцвят: деревня Пашевичи, д. Бейнары, д. Станковичи, местечко Некраш, м. Месоеды, м. Травше. 20 боярских названий, фигурирующих в других названиях, тоже дошли до наших дней (A. A. D. Nr. 3782).

Рядом с боярами часто встречается и термин «земяне». Popis wojskowy  1529 года  полностью разграничивает почты земянские и боярские 93. Однако более поздние документы не всегда отличают первых от других, и встречается несколько упоминаний, где говорится о «земянах или боярах»94. Более узкая литература по этому предмету тоже не отличает земян от бояр, идентифицируя обе эти группы. Однако то  были разные слои.   

Ustawa widzka 1731 года отличает волоки боярские от волок земянских 95, Ustawa sołocka  1768 года насчитывает на своих землях 89 бояр и 50 земян 96, Ustawa wójtostwa rymszańskiego 1769 года также подает обязанности бояр и полностью от них отличающиеся обязанности „p.p. ziemian"97.
 
Рассмотрим в отдельности две эти группы, помечая только в общем, что бояре в XVIII-м веке стояли ниже, чем земяне, следовательно, то, что иногда в инвентарях встречается ошибочное употребление термина "бояре" для слоя земян, нас в заблуждение ввести не может. Просто в то время современники мало заботились о правильной дифференциации, что часто случалось в те годы (например, смешанная терминология духовенства православного и униатского).

Земяне

Первый пример смешения терминов это dryświacka „Ustawa Ziemianom"  1682 года, которая, подавая в заглавии термин «земяне»,  – в самом тексте вообще не употребляет этого названия, а только «бояре». Обязанности их такие:

1) Так как когда-то боярин с 5 волок должен был становиться вооруженный с одним конем, а теперь посполитое рушание  этого уже не собирает, следовательно, платят "согласно давним законам" взамен koniowszczyzny  по 15 грошей. В случае войны становятся, но тогда от koniowszczyzny будут свободны. А чтобы не забыли военного дела, остается поручик пан Станкевич, который каждый год должен делать отчет перед JMC Panem Еkonomem (rządcą). 2) Строить мост, так как этот мост для бояр даже более путный, чем посещение костела. 3) Вместо давних подвод платят 300 злотых «чтобы при своих давних вольностях могли остаться». 4)Письма относить и отвозить, когда прикажут. 5) А если кто-то не может со своей земли платить, и там не живет, то любой может занять ту землю и жить на ней как на своей собственной.

 Есть еще такое характерное обращение Устава: «Бояре, называющие себя шляхтой,  должны один другого заставлять не остывать к Богослужению, потому что сословию шляхетскому должно заботиться о хвале Богу».

Через 80 лет, в 1762 году, инвентарь  той самой ekonomji dryświackiej снова дает „Ustawę Ziemianom" , но в тексте уже совсем не употребляется термин «бояре», как до этого 80 лет назад, а используется только название «земяне». Ustawa 1762 года мало чем отличается от Ustawy 1682 года: также здесь говорится о koniowszczyzna, о посылках с листами, о почетном сопровождении своего воеводы в Вильню во время пребывания Трибунала 99.

Ustawa widzka 1731 года сообщает: " p. p. ziemianie pokońszczyzny с волоки по 10 злотых платят, с листами только к самому JW. Jegomości Dobrodzieja (biskupa wileńskiego) ездят, на выездах в происходящих дифференциях (конфликтах пограничных) обязаны бывать и сопровождать, во время посполитого рушания в надлежащем порядке становиться должны"100.

Еще несколько примеров:   

 Ustawa sołocka 1739 года: «Земяне платят чинш с усадебной волоки по 20 злотых, с  приёмной платят по 5. В дороги с листами по потребности двора отправляются, на дифференции  сопровождать должны"101.

Ustawa jezioroska  1739 года: "Земяне от пахоты, боронования (bronowania), кошения лугов  согласно давним своим законам освобождаются. Мосты ремонтируют. На охоту с ружьем и сетями  выходить должны"102.

Ustawa sołocka 1768 года: "Земяне других обязанностей не имеют кроме оплаты, защиты границ и выездов на дифференцию, потому  должны весь земянский порядок соблюдать:  иметь хорошего коня, седло, пару пистолетов, саблю" 103.

Ustawa ziemianom ikaźnieńskimс 1700 года: «Свободны от крепостного права, охраны, подвод и т. п. Должны стараться, чтобы добрый наряд  был и вооружение, чтобы  2 пистолета, мушкет, саблю, коня, седло  для панских услуг имели, а того, который бы не имел, не должно за земянина почитать. Хорунжего слушать как и Господина своего должны…Никто не имеет права бунтовать, собирать сходки либо оружием подданных ранить  под угрозой попасть в категорию тяглых... Земли бездетных должны быть розданы не земянам, а тяглым…На праздники Пасху и Божьего Тела в надлежащем порядке должны быть в Костеле Сапежинском  Бернардинцев (в Друи) под хоругвями с литаврами и трубами ... По приказу   Хорунжего   ехать   в Вильню должны... В резиденции JM. Dobrodzieja конно либо пешими должны становиться, арендаторы же того не должны…Хорунжий и Земяне обязаны охранять границы" и т. п. 104.

Мы думаем, этих примеров достаточно, чтобы уяснить: то был слой с установленными независимо от места и времени правами и обязанностями, слой привилегированный, наиболее к шляхте приближенный и на дворянские прерогативы претендующий, так что его даже иногда, будто нехотя, наполовину  признавали. Теоретически выполняли они (земяне) военную службу, оказывали не "позорящие", а почетные услуги пану. Не были однако шляхтой, не выступали как вооруженная сила под поветовой хоругвией, а только в отряде своего пана, не принимали участия в сеймиках*), в конечном итоге при определенных условиях могли потерять имеющуюся землю и перейти на более низшую общественную ступень.

Вторую группу составляют

Бояре

Эта группа, невзирая на пышное название,  ослаблена и сильно приближена к крестьянам**).

Цитируемая выше Ustawa widzka 1731 года, рядом с уже известными нам обязанностями земян, упоминает  также следующие повинности бояр: «Бояре платят чинш с усадебной волоки по 25 злотых, а с приёмной по 8 злотых; усадебные поля пашут и боронуют и усадебной рожью засевают; новые здания строят и старые ремонтируют, луга усадебные косят, сторожить усадьбу по трое по очереди ходят» 105.

Немного раньше Ustawa sołocka 1723 года говорит: «Поскольку Бояр появилось немало из тяглых крестьян, а никаких обязанностей усадебных  исполнять они не хотят, потому мы приказываем, чтобы никто не уходил от обязанностей своих и всё делал по  приказу от усадьбы, за этим должен старательно следить  JW. Pan Ekonom, а также, чтобы харчевни быстрее построены и ремонтированы были» 106.

На восемь лет позднее иная Ustawa sołocka определяет тем самым боярам чинш,  наказывает делать сети, 18 дней gwałtów ***) летом,  спасение плотины и т.п. 107.

Ustawa smołweńska 1773 года накладывает на бояр кроме чинша 12 дней gwałtów, охрану усадьбы и типично крестьянские обязанности: доставку кур, яиц, грибов и  ягод 108.
-----

*) О том говорит St. Kutrzeba (смотри: „Ustrój" том II, стр. 47), в конечном итоге перенося эти функции на бояр, не вспоминая совсем о земянах.
**) Следует не забывать, что мы обсуждаем отношения  XVIII-го века. Столетия назад сословие бояр юридически и экономически было, очевидно, другим.
***) Под  gwałtami понимают самые срочные хозяйские работы: уборку сена, жниво, молотьбу, строительство плотины и т.п. Крестьянин должен был ставить себя на них по первому вызову с усадьбы.


Еще более сурово трактует обязанности бояр inwentarz Georgjanowa*) 1781 года: чинш с волоки 13 талеров платят, кур 2, хмелю f. 5, яиц 10, gwałtów 14 дней; что касается озерной ловли, то каждый из Бояр на неделе обязан ловить,... если не хватает людей к засеву или сбору хлеба усадебного, то можно гнать с их дней собственных до трех дней…109.

Эти пять законов (ustaw) для бояр одинаково отягощают их работой, и как же они далеки  от обязанностей земян!

Венцом этого унижения сословия бояр является Ustawa  rymszańska 1769 года: "Так, Бояре, как и тяглые, от святого Георгия до святого Мартина в неделю с волоки  по 4 дня работать от восхода до заката солнца должны" 110. И та суровая для бояр Ustawa  совсем рядом называет "почетные" обязанности p.p. земян. Характерной деталью здесь будет то, что в инвентарях перед словом"земяне" постоянно ставится обращение "p.p" (панове), которое  никогда не применяется к боярам.

Итак, существовало два звена, которые создавали пропасть между дворянским сословием и крестьянским.

 1. Земяне, к шляхте достаточно приближенные, платят только чинш и так называемую koniowszczyznę, как эквивалент военной службы,  обязаны выполнять относительно пана мелкие услуги, которые мало затрагивают достоинство человека согласно тогдашним понятиям. Это тот слой,  который "мнит себя шляхтой" и который за таковую почти что признан.

2. Бояре, значительно ниже от земян стоящие и приближенные к подданству, пашут, боронуют, косят, вывозят гной, строят, работают „gwałtami", приносят до усадьбы кур, яйца, грибы и ягоды и в конечном итоге с подданством барщину от солнца до солнца  отрабатывают. Это те, о которых пренебрежительно говорит Ustawa  sołocka, что  их "размножилось немало из тяглых крестьян".

Не цитируя ряда других законов (ustaw) для бояр, почти идентичных, мы представим еще два с самого конца  XVIII-го века, taurogińską  1796 года и sołocką  1792 года. Оба употребляют термин "земяне", но требуют следующих свидетельств.  Taurogińską: чинш, 12 дней gwałtów, подводы в Ригу и Вильню, обработка заброшенных земель, вывоз усадебного гноя. Sołocka 1792 года накладывает все обязанности крестьянские, кроме 35 дней барщины 112. Однако, сфера полномочий и обязанностей этих как бы "земян" не вызывает у нас сомнения относительно сущности этого слоя. Здесь могло иметь место либо уже известное нам смешение понятий, либо, что нам кажется весьма правдоподобным, резкое сокращение к концу XVIII–го века слоя земянского и приближение его к боярам. Причины этого упадка нам не известны,  но в XIX веке земян уже совсем мы не встречаем.
-----

*) Теперь за литовской границей.

Более того, инвентари dryświackie  1803  и 1837  годов 113, подают нам уже только охолопленных  бояр, которых совсем мы не встречали в источнике dryświackim в  XVIII и XVII веках. Это были, очевидно, упавшие экономически, а, следовательно, и общественно  бывшие земяне, которым окончательно было отказано в этом почетном звании.
Исследование большего количества инвентарей на более широкой территории, несомненно, прольет свет на эту неясность.

А какое было численное состояние этих слоев на территории нашего повета? Что касается земян, то замеченные нами три их наибольших скопления в kluczu dryświackim, widzkim и włości dąbrowickiej дают вместе 297 семей, то есть примерно такое же число, что и сословие шляхетское. Количество бояр не удалось определить, потому что, кроме нескольких семей в Smołwach, их наиболее значительная группа подана в  kluczu widzkim, однако она не обособленна от так называемых осадников, с которыми бояр связывала  общность обязанностей. В конечном итоге, одиночных бояр мы встречали почти по целому повету. Зато весьма сомкнутой массой сидели они в parafjach sołockiej и taurogińskiej. Мы их насчитали там 229 семей. В parafji sołockiej, например, было их больше, чем  подданных: на 50 земян и 89 бояр мы найдем едва ли 60 тяглых 114.

Экономически земяне были сильным слоем. По крайней мере, в kluczu dryświackim мы нашли 170 семей земянских, сидящих на 177 1/2 волоках 115, в то время, когда подданство сидело уже на половине и одной третьей волоки.

Где же теперь эти слои общества? Поиск земян на gruncie dryświackim не дал на это ответа. Однако ясно, что существующее предположение о их массовой депортации после  31-го и 63-го годов не имеет, по-видимому, оснований. Вообще, на переломе  XIX века этот слой исчез без следа.

Что касается бояр, то мы еще находим их в неизвестном количестве в  1803 и 1837 -х годах 116. Их спокойное поведение в 1831-м году и 1863-м, как и общественное положение, мало чем отличалось от крестьянской массы,  сомнительно, чтобы бояре могли возбудить подозрение и неприязнь в российском правительстве.

После падения Речи Посполитой российское правительство соблазнилось превратить бояр в крестьян. Однако представленные ими многочисленные королевские привилегии вынудили Правительствующий Сенат к изданию следующего Указа: "Ввиду того, что бояре были обязанными когда-то к военной службе и, хотя шляхтой не были, но были, однако, людьми свободными, такими, что владеют землей за обязанность военной службы, следует их приравнять юридически к казакам малороссийским, признать лично свободными, предоставить им в собственность имеющеюся у них землю и взымать казацкий налог по 1 р. 20 копеек с мужского лица  117. Екатерина этот проект утвердила, и он стал законом, который неоднократно был подтвержден  российскими монархами в XIX-м столетии.

Лишь Указ  27 марта 1873 года полностью уничтожил это сословие, приказывая боярам в течение одного года приписаться к сельским общинам  либо к мещанам 118.

(Перевел  А.Л. Ботяновский, 2017 год)

Ботяновский

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 151
Re: Зямяне
« Ответ #4 : 08 Июня 2018, 17:24:51 »
Вот довольно интересная статья о земянах:

https://www.academia.edu/36778706/

Глінскі, Я. С. Зямянская супольнасць вёсак Вужа і Прарокаўшчына Слуцкага княства ў другой палове XVII – першай трэці XIX ст. // Архіварыус. - Вып. 15. - Мінск: НГАБ, 2017. - С. 197-233


Ботяновский

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 151
Re: Зямяне
« Ответ #5 : 07 Мая 2021, 23:52:54 »
Нашел интересную информацию на форуме ВГД.

На примере имения Першаи (Минский уезд) кроме всего прочего модератор раздела рассказывает, до какого времени сохранились в белорусской деревне земяне. Пример единичный (взято из рапорта российского офицера), но все равно интересно.

Привожу отрывок: "Таким образом в имении Першаи до 1863 года (то есть даже после отмены крепостного права) сохранялось разделение крестьян на панщизновых (тяглых) и земян, причем (и это самое интересное!) разделение существенно влияло на самосознание крестьян."

Более подробно можно прочесть здесь: https://forum.vgd.ru/4092/111743/
« Последнее редактирование: 08 Мая 2021, 00:16:00 от Ботяновский »

Панфиленок

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 145
Re: Зямяне
« Ответ #6 : 08 Мая 2021, 12:21:08 »

Лишь Указ  27 марта 1873 года полностью уничтожил это сословие, приказывая боярам в течение одного года приписаться к сельским общинам  либо к мещанам 118.

(Перевел  А.Л. Ботяновский, 2017 год)
во исполнение Указа 1834 (или 37, не помню) бояр в МК и РС писали казаками. но не всегда. последняя запись где упоминается именно Панцырный Боярин относится к 1895(97, точно не помню). в промежутке упоминаются часто, особенно при свадьбах. разделение ПБ и крестьян было чёткое, что видно хотя бы из того что 95% браков были только между своими, и только редкие случаи когда венчались с крестьянами. бывало, с купцами, мещанами и пару раз с дворянами. но это всё единичные случаи. вывод-панцырное боярство было сплочённой кастой, куда чужие не допускались. после переселения части ПБ в Сибирь практически до 1950х браки заключались только между своими, с местными старожилами крайне редки. возможно были ещё какие то бояре, меня занимают войтовства Непоротовское, Езерийское, Гультяевское Себежского уезда, 2 и 3 благочининия Полоцкой епархии

fatso

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 278
    • Rodzina Robakow w Charkowie 1906
Re: Зямяне
« Ответ #7 : 08 Мая 2021, 14:46:09 »
До сих пор эти козаки владствуют во Гродненщине и Руси Черной но кажется,
они там не приживаются. Ляхов изгнали прочь или они сами бежали в Польшу да и в мир великий но местные люди,бывшие крепостные, поживают там успешно подальше как “тутейшие”. По генетике у них никакой разницы нет с поляками но они как травы на выжженом угоре. Срежешь их так они посилнее вырастут.
"Nie pozwol aby Cham gownem prychal miast je sam polykac"
- Hr Mendewesz

Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1072
Re: Зямяне
« Ответ #8 : 08 Мая 2021, 22:01:41 »
fatso,

Here we are not talking about Ukrainian Cossacks, but about a completely different category of free military residents in the territory of the Grand Duchy of Lithuania. And by the way, you could write in English. Then the meaning of what you write will be clear, unlike many of your posts on Russian through an online translator  :)
In hoc signo vinces

Панфиленок

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 145
Re: Зямяне
« Ответ #9 : 09 Мая 2021, 11:13:52 »
да уж. его онлайн-перевод это что то с чем-то. жахливый жах.
думаю он просто не понимает разницы между малоросскими и белорусскими казаками. и точно не читал то, что писано выше. на пальцах
когда Михельсон донёс в 1807 годе в очередной раз что в его землях живут какие то люди числом до 10000 и не платят налогов и не идут в рекруты в Питере почесали репу и решили что если по 1 и 2 ревизиям писались Боярами то оставить всё как было, но писать не Боярами а Казаками с полным уравнением в правах (в том числе 1,2р в год). по 2 и 3 если писались Боярами то могли выведся в казаки. если в 1 и 2 писались крестьяне а в 3 бояре-то оставить крестьянами.
Фонд 1347 Опись 64 Дело 718
толстенная книжка посвящена именно этому вопросу

fatso

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 278
    • Rodzina Robakow w Charkowie 1906
Re: Зямяне
« Ответ #10 : 09 Мая 2021, 13:48:05 »
Kaletchits-thanks. I have had in mind a military strand of VKL society against whom Kastus Kalinovski
and his terrorists or freedom fighters, depending upon your point of view, led a life and death struggle
all those 150yrs ago. They do exist today, have their cossack establishments in Belarus', ready to spring
into action at some invisible command. I have observed recently on youtube the petion of those orthodox
christians appealing to Vladika Benjamin against liberal minded orthodox patriarch of Grodno. So they rule
in Grodno as in times of Count Murav'ev-Veshatel no locals keep apart as I am being informed. Our roots on
my mothers side are there, in Grodno.
"Nie pozwol aby Cham gownem prychal miast je sam polykac"
- Hr Mendewesz

fatso

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 278
    • Rodzina Robakow w Charkowie 1906
Re: Зямяне
« Ответ #11 : 09 Мая 2021, 15:05:40 »
И я не пишу на русском через гугл транслатор. Больше чем
50 лет тому назад, в угрюмой польской тюрме, я бросил книгу на русском языке обо стену так она и распалась по полам. Проклялся больше русского языка не употреблять. Но зачем мстить Пушкину
за его компатриотов? Так уже навычку отменил, на русском читаю и с удовлетворением пишу. Это не делает из меня кацапа.
"Nie pozwol aby Cham gownem prychal miast je sam polykac"
- Hr Mendewesz

Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1072
Re: Зямяне
« Ответ #12 : 09 Мая 2021, 22:35:53 »
In this, the term "Cossacks" refers to a category of the population of the Grand Duchy of Lithuania (земяне, панцирные и путные бояре...). It would probably be correct to compare them with the lower European knights, or squires, or, perhaps, freeholders,their descendants did not receive noble privileges, they were free and often served in the army. Some were able to prove in the Russian Empire noble origin. The same "Cossacks" called the middle cavalry. Ukrainian and Russian cossacks - is another term. We say about synonym.
« Последнее редактирование: 09 Мая 2021, 22:55:15 от Калечыц »
In hoc signo vinces

fatso

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 278
    • Rodzina Robakow w Charkowie 1906
Re: Зямяне
« Ответ #13 : 10 Мая 2021, 00:11:48 »
Thank you. Those "cossacs" were, by and large, christian orthodox believers?
Petty polish nobility, so called "szlachta zagrodowa" were almost universally catholic
albeit musulman (tartars) as well.
"Nie pozwol aby Cham gownem prychal miast je sam polykac"
- Hr Mendewesz

Панфиленок

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 145
Re: Зямяне
« Ответ #14 : 10 Мая 2021, 10:25:26 »
European knights, or squires, or, perhaps, freeholders
ближе всё же к сквайрам думаю. как вариант-что то близкое к "шевалье"