Просматривая метрики XVIII века. Ботяновские (продолжение)
5. Смерти
Данный раздел мне хотелось бы посвятить записям о смертях. Это, разумеется, не все записи, касающихся погребений Ботяновских в восемнадцатом веке. Из них я бы выделил две: запись о смерти Аухима Ботяновского, моего пращура в 10-м колене, и запись о кончине Григория Ботяновского, долгожителя, дожившего, если верить метрике, до 115 лет.
С. 435 об. 24.06. 1766. Аухим Ботяновский из деревни Рудни. Погребен при церкви Прилепской.
С. 438. 09.07. 1777. Михал Ботяновский из деревни Рудни. Прилепы, при церкви.
С. 438. 07.09.1778. Стефан Ботяновский из деревни Рудни. Прилепы, при церкви.
С. 450 об. 13.12.1796. Никодим Ботяновский из Рудни, 80 лет. Прилепы.
С. 451 об. 26. 07. 1797. Барбара Ботяновская из Раубич, 3 года. Прилепы.
С. 453. 12.01.1798. Базылий Ботяновский, из Глодовки, 1 год. Ковалевские могилы.
С. 464 об. 03.08.1800. Григорий, сын Базыля Ботяновского, 115 лет, из деревни Колодезей Великих.
О Григории Васильеве Батяновском из селения Великие Колодези, дожившего, как сказано в метрике, до 115 лет, хочется сказать, что его возраст, указанный в Ревизской сказке 1795 года, тоже весьма почтенен: 110 лет. Таким образом, Григорий Ботяновский родился примерно в 1685 году. Но, вероятнее всего, в метриках и в ревизской сказке возраст указан лишь приблизительно: писари, составлявшие документы, часто прибавляли 10-20 лет пожилым людям, которые не помнили даты своего рождения: всё это было частым явлением.
Что касается Аухима Ботяновского, умершего в 1766 году, то, к сожалению, возраст его не указан.
6. XVIII, XIX и начало XX века. Подведение итогов
Разумеется, делать окончательные выводы и ставить точку в исследовании фамилии – рано. Впереди: работа с инвентарями XVII и XVIII веков. Но подвести некоторые итоги на данном этапе работы (февраль 2019 года) вполне возможно.
Итоги я подвожу в конце эссе, исходя их всего проработанного (на данный момент) материала.
***
Вот, что мне известно о роде Ботяновских на данный момент.
Из инвентаря церковного имения Прилепы за 1748 год мы узнаём о боярине Аухиме Ботяновском (Bocianowski, bojarzyn), который проживал в деревне Оношки, откуда затем переехал в Рудню, где жил «на слободе» (то есть был временно свободен от любых повинностей). Кроме боярина Аухима в Оношках на тяглой земле проживали Федор и Ярмак Ботяновские, при этом Ярмак записан как вольный (wolny). В соседней деревне Колодези проживал некий Грицко Ботяновский.
Григория можно встретить в Ревизской Сказке 1795 года среди прочих жителей имения Великие Колодези, которое, как и Рудня, в то время принадлежало митрополиту и архиепископу Тадеушу Ростоцкому. Ревизская сказка дает нам подробную информацию о жителях имения, в частности, мы узнаем, что в 8-м дворе данного селения вместе с семьей проживал Григорий Васильев сын Батяновский, 110 лет, хлебопашец. А в Малых Колодезях в 7-м дворе вместе с семьей обитал некий Александр Степанов, сын Батян, 30 лет, кузнец. Говоря о Григории Батяновском из Великих Колодезей, хочется отметить, что Григорий носил то же отчество, что и Никодим Батяновский из Рудни, то есть: Васильев. Высока вероятность того, что Григорий и Никодим Батяновские были родными братьями. Нечто похожее можно сказать и об Александре Степанове Батяне, кузнеце, 30-ти лет. Он ровесник Яна Степанова Батяновского, жившего в селении Рудня в это же время. Оба носили одно и то же отчество (Степанов) и вполне могли быть родными братьями. Что касается фамилии (Батян), то, скорее всего, это вольность со стороны российских писарей, по непонятной причине (и, кстати, не в первый раз) написавших в ревизской сказке вместо фамилии Батяновский – Батян.
Кроме инвентаря 1748 года еще одним интересным документом времен Речи Посполитой является «Либертация». Полностью название звучит так: «Либертация, выданная 7 августа 1769 года Фелицианом Филиппом Володковичем, митрополитом киевским, Никодиму Ботяновскому, земянину церковного имения Прилепы, об освобождении последнего вместе с семьей от чинша и всяких повинностей, а также о разрешении вести торговлю в Прилепах пенькой, привезенной из-за границ волости». Из данного документа мы узнаем о земянском звании Никодима и о его новых правах.
Из инвентаря села Смолевичи за 1781 год (владелец князь Радзивилл) нам становится известно о подданных села, свободных от барщины, а именно: о Михале Ботяне, стрельце, с сыновьями Кондратом и Павлюком, и о брате Михала Ясе Ботяне, вольном человеке. Следует заметить, что и Михал, и Ясь встречаются в метриках Прилепской церкви (1787, 1797 годы), но уже не как Батяны, а как Ботяновские.
Вот еще один документ XVIII века, который может нас заинтересовать. В ревизской сказке крестьян и шляхты Борисовского уезда за 1795 год встречается «Ведомость о шляхте, служащей по условию во дворе Кричине, владение Игнатия Порадни, коморника полоцкого, не входящей в оклад». В этой ведомости упомянут некий «Франц Фомин сын Боцановский (Bocianowski), из Польши, веры католической, 69 лет, пребывает до время».
Из ревизской сказки 1795 года нам становится известно о некой Марьянне, дочери Боцяновского, чей муж, Стефан Францев Заблоцкий, чиншевый шляхтич, служил в имении Белоручи у помещика Фомы Оборскаго. Из книги “Гербовник белорусской шляхты” (том 3) мы узнаем о некой Текле Боцяновской, жене шляхтича Яна Волоховича (род. 1777), который арендовал землю в околице Емельяново Борисовского повета (1833-1837) и который делал вывод шляхетства в 1834 году (герб “Пелеш”). Нет прямых доказательств о родстве Марьянны и Теклы Боцяновских с моими предками, но следует заметить: и имение Белоручи, и околица Емельяново находились сравнительно недалеко от имения Прилепы, где проживали «мои» Ботяновские.
Кроме шлюбов со шляхтой встречаются и два случая шлюбов с дворянками, а именно: женитьба казенного крестьянина Франца Иванова Боцяновского на дворянке Екатерине Иосифове Рыдлевской из застенка Рутовино (шлюб в 1865 году в Прилепской церкви). А также женитьба Иосифа Федорова Боцяновского на дворянке Михалине Николаевне Загорской из застенка Боровляны (шлюб в 1869 году в Прилепской церкви).
Ботяновские женились также и на мещанках. Что касается этих браков, то здесь необходимо отметить, что из четырех невест лишь одна была родом из города, остальные же были жительницами деревень и застенков, хотя и были записаны мещанками. Скорее всего, этими «мещанками» являлись потомки шляхты, ибо существовала практика перевода не утвержденной во дворянстве шляхты в податное сословие, в частности, в мещане.
Вот эти случаи:
1.Стефан Иванов Ботяновский (родился в 1875 году). Жил в деревне Верхняя Березовица. Невеста: мещанка Феофилла Андреева Яцкевич из деревни Осово. Шлюб в 1906 году в Смолевической Николаевской церкви Борисовского уезда.
2.Отставной унтер-офицер Франц Иванов Боцяновский, вдовец, из деревни Багуты. Невеста: мещанка Феодора Гаврилова Лашкевичева, вдова, из застенка Рутовино. Шлюб в 1879 году в Прилепской церкви.
3.Казенный крестьянин Франц Иосифов Боцяновский (родился в 1835 году), из деревни Рутовины. Невеста: Деревни Задомля мещанка Ангела Францова Яблонская. Шлюб в Прилепской церкви 22 августа 1866 года.
4. Отставной рядовой Антон Осипов Боцяновский (родился в 1839 году). Жил в застенке Рутовино. Невеста: Минская мещанка Наталья Антонова Фрейман (?), православная, 41 год, первым браком. Шлюб в 1896 году в Прилепской церкви.
Надо добавить, что среди поручителей на свадьбах у Ботяновских иногда встречались дворяне. Так, 22 августа 1866 года на бракосочетании Франца Иосифова Боцяновского, казенного крестьянина из деревни Рутовины, и Ангелы Францове Яблонской, мещанки из деревни Задомля, среди поручителей по жениху встречается некий Иван Матвеев Бобровский, дворянин из деревни Королёв Стан. А 22 мая 1906 года на бракосочетании Стефана Иванова Ботяновского из деревни Верхняя Березовица и Феофилы Андреевы Яцкевич, мещанки из деревни Осово, одним из поручителей по невесте являлся дворянин Верхней Березовицы Константин Осипов Валицкий.