Сляский Казимир Иванович
(1868-1921)
На сегодняшний день пока не установлено, где родился Казимир Иванович. Можно предположить, что это произошло либо в Борисовском уезде, где его родители проживали какое-то время, либо уже в городе Минске, куда его отец переехал для возведения садового хозяйства.
Казимир Иванович, как и его отец, занимался садоводством в г. Минске. Он пытался расширить итак уже достаточно большое хозяйство.
Из различных административных документов эпохи видно, что Сляский обладал сильным, волевым характером, что сказывалось на крепкое ведение хозяйства и на устремлённость дать своим детям как можно лучшее образование. К сожалению, не смотря на большую семью и на сравнительно недавний период его жизни, в нашей семье практически не сохранилось воспоминаний о нём.
Жена: Мария Яковлевна, урожденная Подгорецкая герба Белина
Интересно было бы найти точную дату брака Казимира Ивановича и Марии Яковлевны. Это дало бы сведения, где они могли познакомиться. Это могло быть либо в Борисовском уезде, где Сляские и Подгорецкие были соседями, либо в самом Минске, где училась Мария Яковлевна. Это помогло бы восстановить так же и дату рождения Марии Яковлевны.
В их браке родилось три мальчика и три девочки с достаточно большим интервалом друг от друга.
Дети:
⦁ Мечислав Казимирович (1898 г.р.)
⦁ Мария Казимировна, в замужестве Сементовская (22.06.1904-01.05.1976)
⦁ Антон Казимирович (1905-1985)
⦁ Станислава Казимировна, в замужестве Жданович (25.11.1906-04.10.1990)
⦁ Константин Казимирович (1913-1980)
⦁ Янина Казимировна, в замужестве Тышкевич (1914-....)
Казимир Иванович и его семья проживали в Минске в собственном доме на улице Провиантской и в имении Антоновка Плещеницкой волости, Борисовского уезда Минской губернии.
Известно так же, что семья Слясских в Минске посещала мессы в Костёле святого Симеона и святой Елены, часто называемый также Красным костёлом (построен с 1905 по 1910 гг., храм сохранился и действует), и там семья всегда сидела на своей почетной лавке в первых рядах. Возможно Иван Иванович, либо Казимир Иванович были важными жертвователями для этого собора.
Дети Казимира Ивановича и Марии Яковлевны получили образование в лучших гимназиях Минска. Из сохранившихся документов – переписка Казимира Ивановича с директорами учебных заведений – видно, как много сил и средств уделял он воспитанию своих детей.
В 1919-1921 годы Минск несколько раз переходил в руки польских и советских армий. В городе был голод и нестабильная ситуация. Видимо, в этот период Казимир Иванович переехал с семьёй в Антоновку, где было легче прокормить многочисленную семью и уберечься от большевисткого террора. Вполне возможно, что семья Сляских была просто напросто выселена из минского дома, что происходило часто в то время, в особенности с дворянскими семьями.
Имение Антоновка в Борисовском уезде несколько раз переходило под юрисдикцию то Германии, то Польши, то Красной армии. После установления мира Антоновка расположилась на самой границе между Польшей и Советской Белоруссией. Сляские неоднократно скрытно ходили в Польшу за продуктами. К тому же в самом Борисовском уезде постоянно промышляли раздичные банды, не подчинявшиеся ни Красной армии, ни польскому правительству. Антоновка попадала под набеги этих банд, но, тем не менее, хозяйство в деревне продолжало существовать.
Там, в Антоновке, уже в 1921 году Казимир Иванович был арестован советскими властями. Основной причиной был переход его старшего сына, Мечислава Казимировича, в состав польской армии. В это время Мечислав перешёл границу и навсегда остался в Польше. Его мать до конца своей жизни так и не узнала судьбу своего сына. Бегство Мечислава отзовётся практически на всю его семью. Вскоре будет арестована его сестра Станислава. И уже намного позже, в 1930-е годы в Удмуртрии, за несколько тысяч киллометров от Антоновки НКВД будет допрашивать другую его сестру Марию Казимировну по тому же самому вопросу.
Казимир Иванович был помещён в специальный лагерь. Один раз дети сумели съездить туда, но встретиться с отцом им не разрешили. Они смогли увидеть отца только через щель в заборе: он был очень слаб, еле переставлял ноги, одет был в патрепанную одежду и в старых бахилах. 26 мая 1921 года Постановлением заседания Коллегии Особого отдела Западного фронта от 26 мая 1921 г. по обвинению в бандитизме, контрреволюционнной деятельности и шпионаже Сляский Казимир Иванович был приговорен к высшей мере наказания. Коллегия Особого отдела представляла из себя так называемую «тройку», выносившую приговор без протокола допроса. В соответствии с директивой НКВД СССР № 424 лицам, осужденным тройками и двойками, приговор не объявлялся — чтобы избежать возможного сопротивления, — и о расстреле они узнавали только на месте казни.
Казимир Иванович Сляский был расстрелян 28 мая 1921 г.
Удалось найти сведения в Архиве КГБ Беларуси. Однако, отдельного Судебного Дела на Казимира Сляского не существует. Дело в том, что в 1920-е годы НКВД ещё не составляло отдельные Дела с допросом и протоколами. В общем списке делалась запись о приговоре и больше никаких сведений. Работники Архива не смогли даже сделать копию – слишком плохое состояние этой бумаги.
Выписка из Дела Казимира Ивановича Сляского из Архива КГБ Беларуси:
«Сведений о месте приведения приговора и о месте захоронения в документах не указано и установить их в настоящее время не представляется возможным».
В настоящее время силами добровольцев и независимых исследователей ведутся поиски месторасположения советских контракционных лагерей на территории Белоруссии, но все сведения были засекречены.
Выписка из базы данных «Сведения о необоснованно репрессированных гражданах Белоруссии»:
Слясский (Сляский) Казимир Иванович
Поляк
Из дворян
Образование: среднее
Должность: крестьянин
Место работы: Единоличное хозяйство
Адрес местожительства до ареста: х. Антоновка
Конфискация имущества: 1
Примечания: Членов семьи отправить в глубь России, конфискованное имущество сдано в Борисовский исполком, 19 000 руб., изъятых переданы в фонд Республики.
Дата гибели: 1921-05-28
Причина гибели: расстрел
Дата реабилитации: 1992-03-31
(Архивный шифр 32499-с)
Сын Казимира Ивановича, Мечислав Казимирович, в память об отце установил поминальную табличку с его именем в одном из костёлов Варшавы.
Из книги «Процедура. Исполнение смертной казни в 1920-1930-х годах» Алексея Теплякова:
«В период гражданской войны процветали быстрые казни без каких-либо судебных решений, поскольку постановления о них обычно выносились в административном порядке многочисленными чекистскими органами.Приговоры губернских и уездных чека, транспортных чека и особых отделов часто исполнялись немедленно и без всяких апелляций. Задержать или отменить их могли только центральные органы ВЧК либо местные партийные власти. Военная юстиция оставляла осужденному возможность для подачи апелляции.
Техника расстрелов (а нередко и сами казни) тщательно скрывались от общества. Печатно о них объявляли исходя из политической конъюнктуры; в газетах периода гражданской войны постоянно с целью устрашения печатали списки осужденных контрреволюционеров, впоследствии объявляли о расстрелах после открытых процессов, в том числе по чисто уголовным делам. Но получить документы о казни близкого человека его родственники обычно не могли.
В соответствии с директивой НКВД СССР № 424, подписанной М. П. Фриновским, лицам, осужденным тройками и двойками, приговор не объявлялся — чтобы избежать возможного сопротивления, — и о расстреле они узнавали только на месте казни. (Неизвестно, существовала ли подобная директива в практике ЧК, но и в первые годы советской власти, и в начале 1930-х годов осужденных зачастую «ликвидировали», не сообщая им о приговоре: конечно, с той же целью — не допустить сопротивления.)Это правило часто действовало и в отношении тех, кого судила военная юстиция — тайные приговоры к высшей мере наказания выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР, вынесенные в Минске в августе 1938 г., маскировались словами председательствовавшего на заседаниях А. М. Орлова: «Приговор вам будет объявлен». В Минске работники военного трибунала говорили обвиняемым, что приговор им будет объявлен в камере».
Выписка с сайта Мемориал:
Слясский Казимир Иванович (варианты фамилии: Сляский).
Родился в 1868 г., х. Антоновка Борисовского уезда Минской губернии; поляк; образование среднее; крестьянин, единоличное хоз-во.
Проживал: Минская обл., Борисовский р-н, х. Антоновка.
Приговорен: решение др. органов гос. власти 26 мая 1921 г., обвинение: бандитизм, шпионаж, к/р деятельность.
Приговор: ВМН, конфискация имущества Расстрелян 28 мая 1921 г. Реабилитирован 31 марта 1992 г. Военная Прокуратура РБ.