Во времена Великого Литовского Княжества, а потом и в Речи Посполитой отчество как часть имени человека не употреблялось, поэтому при идентичности фамилии и отчества Литовского дворянина, недоразумения не возникали.
Ситуация изменилась после включении Речи Посполитой, а вместе с ней и Литовского Княжества в состав Российской империи, когда оккупированные территории были переведены из одной среды культурного обитания в российскую среду культурного обитания, в которой отчество зачастую применялось даже вместо фамилии человека (поляки, чехи, словаки и др. также славяне, но у них отчества не употребляются). Но так как в Российской империи отчество с окончанием -ович имели право употреблять только самые высокопоставленные сановники не ниже генерала или соответствующего ранга гражданские чиновники, недоразумения по поводу того, в качестве фамилии или отчества применяется к человеку имя в конкретном случае, возникали редко.
Основная путаница с фамилиями, которые были по форме идентичны с отчествами на землях Литовского Княжества, а значит и нынешней Белоруссии началась с первых годов советской власти, когда отчества с окончанием - ович стали единственно правильными и были обязательны для всех граждан.
Думаю, что именно в советские времена была придумана система с ударениями, для того, чтобы при идентичности фамилии и отчества отличать форму отчества от формы фамилии, по которой в отчестве ударения в основном ставились на первый или второй слог, а если форма употреблялась в качестве фамилии, то ударение ставилось на третий слог, напр.: Лавринович с ударением на второй слог это отчество, но если ударение на третий слог, то Лавринович употребляется в форме фамилии. Похожее ситуация и с именами-фамилиями Адамович, Богданович, Абрамович, Янович, Иванович, и.т.д.
К стати о том, что Белорусский народ до 1772 года проживал в другой среде культурного обитания наглядно свидетельствует ситуация с праздником летнего солнцеворота Янки Купалы, который по православному Российскому календарю (православные других европейских стран давно перешли на григорианский календарь) в нынешней Белоруссии празднуют 7 июля, хотя прибалтийские народы летний солнцеворот празднуют 23 июня. Чтобы в этой ситуации не выглядеть, мягко говоря, чудными, некоторые лже историки попытались праздник Янки Купалы приписать как праздник, посвященный неким святым, но эта демагогия не прижилась.